ТЕРЯЮТ или ВЫИГРЫВАЮТ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ ?
Настоящий обзор не является строго научным, а скорее обобщение 30-летнего опыта исследования разных режимов заряда и зарядных устройств (ЗУ) для свинцовых тяговых аккумуляторных батарей (ТАБ). Основная цель – удобство вэксплуатации и продлeние жизни батарей.
Автор 30 лет работает конструктором и руководителем отдела инноваций на заводе зарядных устройств „VC – CONVERT” и „Балканкар рекорд”.
Почему стационарные батареи в области энергетики и телекомуникаций или стартерные батареи в автомобилях работают дольше,чем тяговые в напольном электротранспорте (кары, погрузчики, тягачи, трапы, уборочные машины и т.п.)?
Самая существенная разница (если не рассматривать конструктивные особенности) – режимы эксплуатации батареи:

1 – Разряд ; 2 – Заряд ; 3 – Подзаряд ; 4 – Отдых
Рис.1
- У стационарных батарей и АПС-систем 98% работы проходит в режиме подзаряда с температурной компенсацией.
- В автомобилях стартерные батареи подвержены неполному кратковременному ударному разряду, а потом ускоренный заряд , подзаряд реверсивным током и отдых.
- У каров есть два режима работы:
- Интенсивный – по 2 цикла заряд/разряд в сутки, 6 дней в неделю
Обычно 1 день в неделю батарею можно поставить на выравнивающий заряд.
- Нормальны й – по 1 циклу заряд/разряд в сутки , 5 дней в неделю
Два дня батарея может оставаться подключенной к выпрямителю для подзаряда.
Из сделанного сравнения видно, что тяговые батареи подвергаются полному циклу заряд – разряд. Производители ТАБ рассчитывают их ресурс обычно на 1200÷1500 таких циклов. Такого ресурса они могут достигать только при строгом соблюдении ряда требований по обслуживанию батарей.
Здесь мы будем не обсуждать бесспорные рекомендации по хранению, вводу в эксплуатацию и работе ТАБ в составе кара, а принципиальные различия, преимущества и недостатки разных режимов заряда и зарядных устройств для ТАБ.
Чтоб были аккуратными в нашем изложении, введём некоторые термины и определения:
Режимы |
Параметры |
||||
IсТ |
U |
Ρ |
С5 |
to |
|
Ток батереи |
Напряжение на клеммах элемента |
Плотность электролита |
Ёмкость |
Температура электролита |
|
[ % от ] |
[ V/ел ] |
[ kg/L ] 30oC |
[ Ah ] |
[ oC ] |
|
1. Эксплуатационные |
|
|
|
Отданная |
|
1.1. Заряженное состояние |
|
2,12 ÷ 2,15 |
1,27 ÷ 1,28 |
|
0 до 40оС |
1.2. Состояние после 5 часов разряда |
Iс5 = 0,2С5 |
1,88 |
1,16 |
80% |
0 до 50оС |
1.3. Глубокий разряд |
I ≤ Iс5 |
< 1,7 |
< 1,12 |
100% |
0 до 50оС |
2. Зарядные режимы |
|
|
|
Возвращенная |
|
2.1. Основной заряд |
0,1 ÷ 0,3С5 |
до 2,4 |
ниже 1,2 |
более 80%С5 |
до 45оС |
2.2. Дозаряд |
0,1 ÷ 0,05С5 |
до 2,65 |
более 1,26 |
до 120% С5 |
до 50оС |
2.3. Выравнивающий заряд |
= 0,05С5 |
до 2,75 |
более 1,27 |
более 120% С5 |
до 50оС |
3. Аварийные режимы | Характерные признаки | Причина возникновения | Способ устранения |
3.1. Сульфатизация | Резко заниженная емкость. Батарея не допускает большой нагрузочный и зарядный токи. В начале заряда быстро повыша-ется напряжение, а потом снижает-ся, температура электролита быстро повышается, начинается интенсивное газовыделение. До конца заряда плотность электролита не повышается. При нагрузке напряжение резко снижается . | Переразрядка ниже допостимой границы 1,73Vна элемент /глубокий разряд/. Систематический неполный заряд. Хранение более 12 часов при разряжености более 50%. Сохранение в заряженном состо-янии более 30 дней без выравни-вающего подзаряда. Эксплуатация при недостатке электролита. | Заряд нормированным ревер-сивным током. Неоднократная смена электро-лита дистилированной водой и продолжительная (более 72 часов) дозарядка маленьким током 0,05 ÷ 0,02С5. Циклы заряд-разряд – от 5 до 10 раз. |
3.2. Перезаряд | Снижение ёмкости из-за отде-ления активной массы от плиты. Уменьшение допустимого макси-мального тока из-за истончения токоведущих стержней. Выход из строя отдельных элементов из-за короткого замыкания между ними от осадка. | Продолжительный дозаряд с большим током. Продолжительный выравняющий подзаряд с большим током. Периодический заряд не полно-стью разряженных батарей без системы учёта степени раз-ряженности /ЗУ низкого класса/ . | Тест и замена отдельных элементов с ёмкостью ниже 80%С5 . Замена ЗУ на устройство более высокого класса. |
3.3. Перегрев | Интенсивное газовыделение, нагрев более 50оС и выкипание электролита. | Неправильно выбрано ЗУ по напряжению, току или неотре-гулирована характеристика сети. ЗУ неподходящего типа без системы учёта степени началь-ной заряженности, температуры электролита, уровня сульфатации /ЗУ низкого класса/ . Начало зарядки при температуре электролита более 45 oC. | Замена ЗУ на подходящее. Замена ЗУ на устройство более высокого класса. Начальный заряд после охлаж-дение батареи ниже 35 oC. |
3.4. Недозаряд после 14 часов заряда | Отданая ёмкость ниже необхо-димой С5 < 0,8 С5nom. Пониженая мощность электро-машины. | Сульфатация . Повреждённые элементы от перезаряда. Низкий уровень электролита. Применение ЗУ низкого или среднего класса для зарядки в зимних условиях. Недозарядка из-за неправильно выбраного критерия заряженно-сти. Неотрегулированное входное напряжение ЗУ низкого класса. Плохая электрическая связь между ЗУ и ТАБ. | Проверка батареи тестером. Долив воды в элементы. Регулирование или замена ЗУ на устройство более высокого класса. Восстановление электрической связи между ЗУ и ТАБ. |
Примечание:
IсТ – Ток в амперах, выражается как отношение = IcT
Пример: для ТАБ с ёмкостю С5 = 100Ah
Что нужно для зарядки батарей ?
Если ваша ТАБ с емкостю С5 = 100Ah полностью разряжена до 1,73 V/элемент, т.е. от неё взято 100Ah, от ЗУ требуется „вернуть” в батарею за время от 6 до 14 часовне 100, а 120Ah .
Времязарядные характеристики ТАБ с примерной емкостю С5 = 100Ah
в зависимости от зарядного тока IcT
Рис.2
No |
Основной заряд |
Форсированный дозаряд |
Общее |
Конечная |
|||||||
Режимы |
I [A] |
T [h] |
U [V/эл] |
Возвра- щенная |
I [A] |
T [h] |
U [V/эл] |
Возвра- щенная |
Возвра- щенная |
T [h] |
C5 |
1 |
≤ 100 |
>5 |
2,4 |
≤ 100 |
– |
– |
– |
– |
100 |
>5 |
85 недозаряжена |
2 |
40 |
2 |
2,4 |
80 |
10 |
4 |
2,65 |
40 |
120 |
6 |
100 заряжена |
3 |
20 |
4 |
2,4 |
80 |
10 |
4 |
2,7 |
40 |
120 |
8 |
100 заряжена |
4 |
10 |
9,5 |
2,4 |
95 |
5 |
5 |
2,75 |
25 |
120 |
14,5 |
100 заряжена |
Вывод: Степень заряженности зависит не от зарядного тока, а от режима заряда.
Теоретически это легко выполнимо:
Если напряжение ЗУ стабилизировано на 2,4V/эл (20оС), тогда во время заряда батарея принимает столько Ампер, сколько Ah ей необходимо.
Если смотреть на кривые „А” на рисунке 2, то видно, что если для С5 = 100Ah батареи мы берём ЗУ с током 100А, то оно вернуло бы 100Ah за 5 часов, но для 100% заряда необходимы 120Ah!
Характерные особенности и проблемы при заряде и поддержке свинцовых ТАБ:
Как сказано выше, заряд до напряжения 2,4V/эл не имеет проблем, несмотря на типы зарядных характеристик А, Б, С или Д. Здесь процесс заряда проводится по законам химии – с высоком КПД, без бурного газовыделения и нагрева электролита. Способ преобразования сетевого напряжения и кривая тока не имеют значение. Но ТАБ всё-таки не заряжается на 100% потому, что нужные для этого 120Ah не могут вернуться в батарею при напряжении 2,4V/эл.
Почему нужно вести зарядку до 120% С5 ?
Каждая батарея составлена от последовательно соединенных отдельных элементов, которые не имеют одинаковой емкости. Во время циклического режима эксплуатации – заряд-разряд – некоторые элементы заряжаются не полностью, отсюда возникают условия для сульфатизации. Это элементы с заводской неформованной массой или с низкой степенью первоначального заряда. Чем больше циклов заряд-разряд, тем больше становится разница заряженности отдельных элементов. Недозаряженные элементы сульфатизируют и в последующие циклы заряда они быстро поднимают своё напряжение, кипят и не заряжаются в амперчасах. Чтобы они достигли полного заряда и батарея могла бы отдать 100% С5, а нагрузочные характеристики были бы хорошие, для этого требуется заряд 120% С5 за время Т=10-14h.
Одно из решенийэтой проблемы – форсированный заряд ограниченным током. Этот процесс производится при напряжении выше 2,4V/эл. Этот процесс, кроме электрохимического, является и физическим – происходит газовыделение (разложение на Н2О, H2 и О2), которое сопровождается повышением температуры электролита – процесс экзотермический.
Отсюда возникают и проблемы – так называемый электрохимический потенциал удаления водорода выше 2,3V/эл (20оС). Он сильно зависит от температуры электролита: чем она выше, тем потенциал ниже, и водород удаляется бурно. Электролит прогревается быстро и сильно.
Возникающие при разложении воды пузырки прилипают к поверхности элементов и уменьшают их рабочую поверхность. При этом увеличивается внутреннее сопротивление батареи. Что ведёт к повышению общего зарядного напряжения, большим потерям мощности и нагреванию.
Этот процессведет к неустойчивому состоянию батареи. При использовании ЗУ низкого класса с нестабилизированными параметрами ТАБ достигает режима так называемой „температурной лавины”, когда вся энергия преобразуется в теплоту.
Конечным результатом такого неправильно управляемого процесса может быть:
1. Батарея разрушится от:
- Перегрева, ведущего к изгибу плит элементов и короткому замыканию между ними
- Выкипания электролита
- Выпаривание воды и повышение концентрации H2SО4, приводящей к сульфатизации и разрушению плит элементов
- Периодический перезаряд
- Электрохимическая коррозия токоведущих стержней в положительных плитах
- Тяжелая эксплуатация:
- Выделение взрывоопасных газов и аэрозолей
- Частое доливание воды
- Необходимость в квалифицированном контроле зарядного процесса
- Чёткий отсчет степени заряженности батареи во время работы
У ЗУ, обеспечивающих дозаряд стабилизированным нормированым током, оба процессакомпенсируют друг друга и в определенный момент (в зависимости от температуры окружающей среды) они приходят в равновесие. Общее напряжение больше не поднимается.
Установившийся режим постоянного напряжения и плотности электролита за определённое время считается критерием заряженности батареи.
Такой режим реализован у «интеллигентных» зарядных устройств высшего класса с микропроцессорным контролем и стабилизированными параметрами. Они обеспечивают комфорт эксплуатации и длительную жизнь батарей.
Устройства этого класса можно найти в номенклатуре следующих фирм:
VC-CONVERT, EXIDE, BENNING, CLORIDE, FULMEN, ZAPPI и др.
За 30 лет научной исследовательской и внедренческой деятельности мы с моими сотрудниками и при содействии научных работников ведущих институтов установили режимы заряда и создали ЗУ, удовлетворяющие требованиям оптимального заряда, долгой жизни и удобству эксплуатации ТАБ – это гамма зарядных устройств „EPKar”.
Заряжаемые такими устройствами батареи работают уже 11 лет и прошли двукратно указанные производителем 1500 циклов.
Сколько Вам стоит правильный выбор зарядного устройства?
Стоимость ЗУ в несколько раз ниже чем ТАБ, а разница в ценах высшего и нижнего класса ЗУ минимальна по отношению к цене батареи.
Низкий класс ЗУ сокращает жизнь батареи на 20÷30%. За период эксплуатации ЗУ возникает необходимостьв покупке ещё одной дополнительной батареи.
Высокий класс устройства продлевает жизнь батареи не менее на 10% и этим они окупают себя, а также отпадает необходимость тратитьсущественные деньги на дополнительную батарею. Они обеспечивают Ваше спокойствие и комфорт во время эксплуатации.
Сейчас на рынке в зависимости от зарядных характеристик предлагают три класса зарядных устройств:
1.Зарядные устройства низкогоклассас нестабилизированной характеристикой.
Ток, указанный на зарядном устройстве, обычно максимальный, который протекает 20 – 30 минут в начале заряда. Основной зарядный ток равен половине от указанного. Время заряда 12 – 14 часов. Зарядный ток очень зависит от напряжения сети. Когда оно низкое, батарея остаётся недозаряжена и сульфатизирует, а когда высокое – происходит сильное газовыделение, батарея кипит и перезаряжается. Приэтом жизнь батареи очень сокращается. Необходимы постоянный контроль и уход за состоянием батареи квалифицированным персоналом.
- Зарядные устройства среднего класса с стабилизированной характеристикой с гладким током.
Параметры ток и напряжение стабилизированные, есть режим дозаряда нормированным током. Время заряда от 6 до 10 часов. Выключается по времени или по другим относительным критериям заряженности.
Поскольку зарядные параметры батареи сильно зависят от температуры, зимой батарея может остаться недозаряжена, а летом перезарежена. Это сопровождается перегревом, кипениемэлектролита и сильным газовыделением.
Жизнь батареиможет достигнутьуказанной производителем, но зависит от чёткого контроляи обслуживания квалифицированным персоналом.
- Зарядные устройства высшего класса с пульсирующим реверсивным током.
Типопредставитель – гамма “EPKar” . У него мягкая зарядная характеристика, которая обеспечивает оптимальный зарядный процесс в зависимости от емкости и режима работы ТАБ.
Допускается заряд в любое время – круглосуточно, несмотря на уровень разряженности.
Зарядное устройство адаптируется к состоянию батареи, что позволяет ейоставаться на подзаряде неограниченное время. Средний ток и напряжение остаются в нормах буферного заряда, как у стационарных батарей.
Благодаря микроциклам заряд-разряд совершается активная десульфатизация и выравниваниеэлементов по емкости. Батарея держит максимальную емкость и 100% заряженность.
Дифференциальный контроль градиента напряжения обеспечивает минимальное газовыделение, не допускает перезаряд и возникновение температурной лавины. Экономится электроэнергия и не требуется частыйдолив воды.
Одинаковые по емкости элементы гарантируют симметричную нагрузку и хорошие динамические характеристики электротранспорта во время всего разрядного цикла.
Уменьшаются ремонты за счёт отсутствия сульфатизации, отсутствуют внутренние короткие замыкания и электрохимическая коррозия.
Эксплуатация и техническая поддержка значительно облегчены.
Не требуется квалифицированного персонала.
Не теряется время на измерение, контроль и наблюдение параметров.
Жизнь батарей дольше, чем указанапроизводителем.
Мы надеемся, что данный наш анализ поможет Вам сэкономить время и деньги для правильного выбора Вашего зарядного устройства.
ЖдемВаши отзывы и замечания на [email protected]
С уважением,
Инженер фирмы «ВК КОНВЕРТ» (Болгария, г. Перник) Н. Деветаков